Как оценивается сочинение по литературе (памятка для учащихся)

/ Просмотров: 3044
Как оценивается сочинение по литературе (памятка для учащихся)

kak-ocenivaetsja-sochinenie.docx 6

Для вопросов и обсуждения инструкции создана соответствующая тема. На форуме необходима регистрация.

При оценивании сочинения по литературе учитываются следующие критерии:

1. Степень самостоятельности

  • любая самостоятельная работа оценивается выше списанной;
  • заимствованные мысли, как правило, очень сложно вставить в собственное рассуждение;
  • качественная трансформация чужих слов в свои (рерайт) - настоящее искусство, требующее идеального владения языком; банальную переделку специалист видит сразу;
  • эксперты тоже имеют доступ в интернет; существуют программы распознавания письменной речи и программы проверки всех уровней авторства.

2. Соответствие теме. Правильное, полное, глубокое освещение темы

  • работа не должна отступать от темы, раскрывать тему шире или уже, чем это сформулировано в заглавии;
  • чтобы понять, о чём писать, нужно детально разобрать смысл каждого слова в формулировке темы и осмыслить их взаимосвязь;
  • осмыслив тему, нужно составить список аспектов (сторон, точек зрения, подходов, понятий) этой темы - это поможет понять, о чём можно писать.

3. Наличие главной, ведущей мысли, являющейся ответом на вопрос, поставленный темой

  • если в формулировке темы присутствует вопрос, ваш тезис (основная мысль работы, утверждение) должен быть ответом на этот вопрос;
  • если в теме нет вопроса или проблемы, нужно сформулировать вопросы, на которые можно ответить в рамках заданной темы, - они помогут вам выстроить рассуждение; иначе ваша работа будет написана по принципу "обо всём понемногу";
  • чтобы удачно сформулировать основную мысль, положите перед собой список аспектов и изучите его: найдите взаимосвязи, противоречия;
  • постарайтесь не отделаться поверхностной формулировкой, а нащупать достойную глубину мысли (она должна выходить на философские, нравственные или социальные принципы жизни);
  • до формулировки тезиса отберите литературный материал, которым вы будете его доказывать: у вас должны быть сильные аргументы и достаточно фактов для обоснования своей позиции;
  • если вы не находите достаточного количества материала для доказательства своей собственной позиции, скорректируйте её в соответствии с имеющимся материалом.

4. Логически последовательное изложение мыслей

  • не позволяйте себе писать сочинение без плана;
  • при составлении плана пользуйтесь списком аспектов; расположите их в логичной последовательности: подумайте, от чего к чему можно переходить при раскрытии темы; все пункты плана должны служить для доказательства вашего тезиса - лишних быть не должно;
  • в каждом литературном произведении есть логика сюжета (авторская последовательность событий) - не нарушайте её, комментируя в сочинении отдельные эпизоды.

5. Аргументированность (соотношение констатирующих и обосновывающих суждений)

  • в сочинении не должно быть ни одного необъяснённого факта: если вы пишете, что делает герой, как он выглядит, какое время, какое место и т.д., обязательно пишите, что из этого следует, зачем автор об этом говорит, почему так происходит, что это даёт для понимания авторской идеи или доказательства вашего собственного тезиса - это и есть анализ, также за счёт объяснений набирается объём работы;
  • не ограничивайтесь одним-двумя аргументами, ищите в тексте всё, что может подтвердить ваши мысли, - это сделает вашу работу полной и глубокой.

6. Выражение собственной позиции по отношению к событиям, явлениям, поступкам героев

  • не пренебрегайте словами "мне кажется", "по-моему", "с моей точки зрения", "я уверен" и т.д.;
  • избегайте прямых оценок "хорошо-плохо", "хороший-плохой"; лучше писать, как характеризует героя тот или иной поступок (смелый, предатель, личность с богатым внутренним миром, совершил подвиг или преступление и т.д.).

7. Умение отбирать необходимый материал

  • не пересказывайте текст!
  • отбирайте только те факты или эпизоды, в которых ярко и чётко доказывается правота вашего мнения;
  • совершенно не обязательно брать эпизоды целиком для комментария;
  • для доказательства можно анализировать любые уровни литературного произведения:
  • - время написания

    - биографические данные писателя

    - обстоятельства написания произведения

    - прототипов

    - причины написания

    - смысл заглавия

    - жанр

    - элементы художественного времени

    - элементы художественного пространства

    - систему персонажей

    - отдельные образы персонажей

    - портрет персонажа

    - пейзаж или интерьер

    - художественные детали

    - средства художественной выразительности

    - образ автора

    - композицию произведения

    - особенности речи персонажей

    - особенности языка автора

    - символы

    - реминисценции

    и т.д.

8. Обоснованное использование цитат

  • лучше всего не использовать цитаты, когда запрещено пользоваться книгой;
  • если не можете побороть искушение, выучите цитату точно, с авторскими знаками препинания;
  • какой бы красивой вам ни казалась цитата, которую вы помните, не используйте её, если она не имеет прямого отношения к теме или сформулированному тезису.

9. Абзацное членение текста

  • в сочинении-рассуждении ни при каких обстоятельствах не может быть меньше трёх абзацев;
  • старайтесь избегать объёмных абзацев (больше 10 строк): старайтесь каждую микротему записывать с новой строки;
  • если вы забыли выделить абзац, используйте знак корректуры: Z

10. Стилевое единство, выразительность речи, эмоциональность

  • не используйте элементы разговорного стиля в вашем тексте;
  • откажитесь от иноязычной лексики, если её легко можно заменить русскими словами;
  • не используйте очень сложных предложений;
  • не бойтесь использовать доступные вам средства выразительности для выражения своих мыслей: метафоры, эпитеты, уместные лексические повторы, инверсию, перифразы, анафоры, синтаксический параллелизм, однородные члены, умолчания, риторические вопросы и восклицания.

11. Точность в изложении литературных и исторических фактов

  • всегда заучивайте фамилии писателей, имена персонажей, названия населённых пунктов;
  • если сомневаетесь в имени собственном, дате или каком-либо факте, постарайтесь не использовать их в сочинении;
  • точно запоминайте основные события произведения (перед письменной работой можно перечитать произведение у кратком изложении).

12. Жанровое своеобразие

  • декабрьское сочинение по литературе - это не эссе, которое можно писать, ссылаясь на собственный опыт;
  • в основной части обязательно должны быть элементы анализа литературного произведения.
Комментариев: 1 RSS
Оставьте комментарий

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Имя и сайт используются только при регистрации

Авторизация 

Loginza

(обязательно)