Образ художественной культуры Древнего Рима. Особенности римской архитектуры. Особенности древнеримской скульптуры. Римский реалистический портрет. (Билет 5-1)

obraz-hudozhestvennoj-kultury-drevnego-rima.doc 14

В основе древнеримской культуры лежали следующие идеи:

Объединение предшествующих культур (Древний Рим строил свою культуру на основе культур этрусков и греков);

• Идея величия Рима (претензия Рима на звание столицы мира заставляла правителей постоянно заботиться о внешнем виде и процветании города – так создавались величайшие произведения архитектурного и скульптурного искусства);

• Культ богов;

• Интерес к психологии, внутреннему миру человека.

Особое развитие в Древнем Риме получает архитектура, создающая величайший город на Земле. С VI в. до н.э. центром деловой и общественной жизни города стал знаменитый римский Форум – площадь, где кипела городская жизнь. Каждый правитель старался перестроить Форум, чтобы превзойти предшественника в пышности и богатстве сооружений. Именно на Форуме были возведены величайшие римские архитектурные памятники – колонна Траяна и храм Сатурна.

Римский Форум

Характерным элементом римской архитектуры были разнообразные арки и арочные конструкции. Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады – ряд арок, опирающихся на столбы или колонны. Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках – многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Первый акведук был сооружен в Риме в I в. до н.э. Почти все крупные города римской империи получали техническую и питьевую воду с помощью акведуков.

Акведук

Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров – оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а эллипсом вокруг сцены или арены. Самым известным амфитеатром является Колизей, где проводились гладиаторские бои.

Колизей

Специфически римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

Триумфальная арка Тита

Замечательным достижением римской строительной техники было здание храма всех богов – Пантеона в Риме. Римляне, освоив конструкцию арок, сводов и куполов, могли строить большие общественные сооружения, значительно превосходящие по размерам греческие. Примером тому служит огромный купол Пантеона диаметром 43 м (до конца XIХ в. он считался самым крупным в мире). В центре купола находится круглое "окно" – "глаз Пантеона", как его называют итальянцы (диаметр 8,5 м). В нишах внутренней стены храма некогда стояли статуи римских богов. Во II в. до н.э., при императоре Адриане, Пантеон был перестроен.

Пантеон

Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам императорской эпохи. Они принадлежали и частным лицам, и государству; последние предназначались для общественных нужд.

Термы

В изобразительном искусстве римляне отходят от греческой идеализации и добиваются реалистичности изображений: на смену идеальной красоте человеческого тела приходит показ душевных движений человека, его чувств, переживаний, характера, психологии.

Статуя Октавиана Августа из Прима Порта

В скульптуре особое развитие получает реалистический скульптурный портрет – одно из величайших достижений римского искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он достиг своего высшего расцвета в эпоху Империи. Очень выразительны портретные бюсты императоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиан, Домициан, Вителлий – целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете. Если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театральности.

Бюст Юлия Цезаря

Позднеримское искусство символично – статуи императоров воплощают нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающих душу.

Комментариев: 3 RSS
Оставьте комментарий

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Имя и сайт используются только при регистрации

Авторизация 

Loginza

(обязательно)