Образ художественной культуры Средневековья (Билет 6-1)

obraz-hudozhestvennoj-kultury-srednevekovja.doc 3

Каждая культурная эпоха имеет свое, присущее только ей мировоззрение, представление о природе и обществе, времени и пространстве, порядке мироздания, отношениях людей в обществе и т. д. Все перечисленные представления средневековой эпохи были сформированы христианским вероучением и христианской церковью. Первой формой средневековой эстетики становится романский тип художественного мировосприятия, который отражал время феодальной раздробленности. В Х веке художественная культура Средневековья смогла создать единый общеевропейский стиль, который получил название романского («в манере римлян»).

Нестабильная историческая ситуация, постоянные распри рыцарей при почти непрекращающихся войнах обусловили превращение архитектуры в основной вид искусства романского стиля. Каменные здания в период междоусобиц становились крепостями и обеспечивали защиту людей. Эти сооружения имели массивные стены и узкие окна.

Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху были феодальный замок, монастырский ансамбль и храм. Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты: основные создания романского стиля – это замок-крепость и храм-крепость. Замковый ансамбль являлся символом романского стиля. Он возводился на вершине скалистого холма или горы, над рекой или у моря. Он окружался рвом, через который перекидывали подъёмный мост, ведущий к воротам. Монолитные стены крепости увенчивались зубцами, башнями и бойницами. Замок включал в себя также высокую прямоугольную или круглую башню – донжон, под которой располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны.

Романский стиль

Основой храмового стиля был тип старой римской базИлики (здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на 3 или 5 продольных частей рядами столбов или колонн). Средневековые строители романских храмов использовали сводчатые конструкции и, учитывая то, что свод давит на опоры не только вниз, но и дает так называемый распор, т.е. как бы раздвигает опоры, делали столбы и стены очень толстыми и массивными, а проемы – редкими и узкими.

Таким образом, основными особенностями романского стиля в архитектуре были: преобладание цилиндрической и крестовой формы сводов, массивные и тяжелые опоры, гладкие и толстые стены с небольшим количеством узких проемов.

В начале XII века романский стиль, еще сохранявший в себе средневековую суровость и замкнутость архитектурных форм, сменяется новым стилем, получившим название готического.

Формирование готического стиля было обусловлено быстрым развитием бюргерской культуры, которая начала играть определяющую роль в жизни средневекового общества. Религия при этом постепенно утрачивает свои господствующие позиции.

Ведущим видом искусства в готике было зодчество, а высшим его достижением – строительство городских кафедральных соборов.

Собор Парижской Богоматери (готика)

Главную роль в готической архитектуре играли городские соборы и ратуши: первые были символом богатства, а вторые – его независимости.

Основные черты готического стиля:

1. Заострённые кверху арки окон и дверных проёмов (благодаря им храмы наполнялись светом, льющимся отовсюду, словно божественное сияние).

2. Ажурность (стрельчатые окна, витражи, ниши, галереи, порталы, украшенные резьбой).

3. Устремлённость ввысь (на фасаде церкви аббатства Сен-Дени во Франции выбиты слова: «Чувственной красотой душа возвышается к истинной красоте и от земли возносится к небесам»).

4. Высота и просторность внутренних помещений.

5. Стены декорированы множеством скульптур (человеческие фигуры показывали обращённость храма к людскому миру).

Таким образом, благодаря рациональным архитектурным решениям, не бросающимся в глаза, мастерам готического стиля удалось передать представление о божественной райской красоте.

Готическая базилика имела вид креста с удлинённой вертикалью, на западном фасаде располагалось большое круглое окно с витражом.

Кельнский собор (готика)

Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери – знаменитый Парижский Нотр-Дам. Образцом "зрелой готики" и "академией искусств" стал знаменитый французский собор в Реймсе – месте традиционной коронации королей Франции. Самый знаменитый во Франции готический монастырь – Мон Сен Мишель в Нормандии, который высится на скале. Его называли Лa Мервей, что значит "чудо". Самый знаменитый готический собор Германии – Кельнский.

Сюжетами для живописных и скульптурных изображений в Средние века, конечно же, были темы величия и могущества Бога: скульптура и живопись должны были стать «Библией для неграмотных», изображая христианские сюжеты. Особой популярностью пользовалась у скульпторов фигура Богоматери. Стилевая особенность средневековых изображений состояла в том, что фигура Христа значительно превосходила по размерам другие фигуры. Средневековые скульптуры – это, как правило, измождённые тела; они передают красоту не внешнюю, а внутреннюю, тончайшие движения человеческой души.

Комментариев: 1 RSS

Очень признательна тем преподавателям, авторам ответов на вопросы об искусстве, которые так лаконично, чётко и ясно изложили материал на достаточно объёмные темы. А если хочется дополнить ту или иную тему, то можно добрать материал из других источников. Это уже легче, когда основа имеется. СПАСИБО!

Оставьте комментарий

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Имя и сайт используются только при регистрации

Авторизация 

Loginza

(обязательно)